Последнее время много говорим с клиентами - и со взрослыми, и с подростками - про чувство собственной ценности, про ощущение для самого себя и для других важности собственного существования. Клиенты обычно приносят этот вопрос в обёртке чувства своей неэффективности: не хочу ничего делать, а если делаю, то не делается, прокрастинация процветает, крокодил не ловится, не растёт кокос. Я при слове «эффективность» хватаюсь за пистолет, поэтому мы начинаем копать. Как правило, мы выкапываем, что нужен не волшебный пендель и не тайм-менеджмент (хотя он лишним не бывает), а нужно то самое ощущение, что я - хороший, даже когда не соответствую KPI.
А эти самые KPI бывают довольно высокими. Оставим сейчас в стороне вопрос успеваемости, который иногда доводится до совершеннейшего абсурда, когда «есть только две оценки - отлично и плохо» или «как же так, не сдашь ЕГЭ, пойдёшь в дворники» и вот это всё. Тут более-менее ясно, что это не ребёнку в первую очередь надо на консультацию, а родителю. Возьмём другой пример.
Вот приходит мальчик 13 лет, который очень любит рисовать и довольно неплохо это делает. Как творчество? - спрашиваю. Да вот, говорит, что-то уж с месяц ничего не рисовал. Начинаем про это говорить, и слово за слово выясняется, что у мальчика из аудитории, по факту - только мама с папой, которые довольно прохладно к его творчеству относятся, и в критике своей довольно резки. Ну, то есть, у одного родителя очень высокая планка оценки, а другому не нравятся сюжеты, которые мальчик выбирает. Ясный перец, что творческий росток начинает чахнуть. Я спрашиваю: а мама с папой в курсе, что их критика тебя задевает? Ты им говорил об этом? Нет, говорит, а зачем? Ну как, отвечаю, тебе ведь это важно, рисование - часть тебя, и когда твоё творчество обесценивают, то ты чувствуешь, что обесценивают и тебя, но при этом не хочешь за себя постоять? Хочу, говорит, но не знаю, как. Я попросил показать рисунки, искренне порадовался, мы обсудили его творчество, обсудили способы, как можно поговорить с родителями, мальчик ушёл вдохновлённый. Когда пришёл на следующую консультацию, показывал в инстаграме свои новые рисунки - кривенькие пока, но симпатичные.
Или вот приходит девочка, второкурсница. Я, говорит, чувствую себя плохо. Ничего не делаю, но при этом не отдыхаю и чувствую себя виноватой. Начинаем разбираться, в чём же она провинилась, и выясняем, что взяла она шефство над другой студенткой, а теперь не хочет с ней общаться, или хотела встретиться с другом, а друг позвал на фильм, который ей не хотелось смотреть, и она теперь не хочет другу отвечать, и так далее, и тому подобное, и всё об одном: не хочу делать то, что не хочу, но я же хорошая, я не могу отказывать - и сижу, винюсь. Та же эффективность, только в профиль, соответствие не некой планке результата, а некоему фантазийному образу «хорошести для других».
И таких историй множество, когда люди приходят, и начинают рассказывать, что их можно любить и «считать хорошим» только за что-то. А просто так - нельзя. К чему я это? Да ни к чему. Так, взгрустнулось чего-то. И грустится каждый раз, когда приходят на консультацию мама с подростком, и мама начинает рассказывать, каким именно ожиданиям не соответствует её ребёнок, и что это немедленно нужно исправить. И за ребёнка грустится, и за маму, которая ведь тоже это делает не со зла, а потому что хочет быть хорошей мамой.
В общем, любите друг друга, друзья. Не за что-то, а просто так. Вы все хорошие.
Ваш #КапитанПедагогика